Экскурсии проходят по выходным по погоде и по мере поступления ваших запросов

Гранд макет Санкт-Петербург 1824: история утраченной модели города

Из рассказа историка Петра Столпянского мы подробнее знаем малоизвестную историю уникальной модели нашего города, которая с точностью до деревянных дворовых построек, как тогда говорили - служб, воспроизводила Санкт-Петербург 1824-го года. Модель длиной 55 аршин и шириной 32 аршина (40 на 22 метра) месяцами кропотливо составляла целая команда итальянских мастеров в надежде на широкий успех у столичной публики. Все строения делали с натуры, копировали как с лицевой, так и с надворной стороны улиц со всеми колоннами и украшениями домов.

Идея изготовления модели российской столицы пришла в голову венецианскому дворянину Антону де-Росси, очевидно родственнику, а не однофамильцу знаменитого придворного архитектора Карла Ивановича Росси, также венецианца, который творил в те годы в Петербурге и покровительствовал своей родне. 4 июня 1824 года статс-секретарь тайный советник сенатор Петр Кикин известил министра внутренних дел, что государь император Александр I дал свое высочайшее согласие на просьбу венецианского дворянина Росси, который хотел устроить модель царствующего града С.-Петербурга. Согласие снабжалось десятилетней привилегией (патентом на изобретение) и освобождало предпринимателя от уплаты пошлины в полторы тысячи рублей. И хотя в те годы привилегии выдавали лишь на вновь изобретенные вещи, но Государственный Совет счел, что работа потребует много труда и умения и заслуживает поддержки. Так итальянец защитил свою работу от недобросовестной конкуренции.

Пресса того времени довольно тщательно следила за работой “венецианского дворянина”. “Читатели наши, - писала «Северная Пчела» в 1825 году, - конечно, не забыли привилегии, данной прошедшего года венецианскому дворянину Антону де-Росси за построение модели города Санкт-Петербурга. Смелое сие предприятие, для приведения которого в действие г. де-Росси выписал из Италии и Франции отличных артистов, исполняется с удивительною деятельностью под надзором г. Кавоса и г. Буя, архитектора-инженера Падуанского университета. Большая часть сей модели уже совершенно окончена и она есть самая любопытнейшая и заключает в себе Императорский Зимний дворец… Невозможно описать, с каким совершенством исполнены все малейшие подробности архитектурной части, все отделано с наивозможною точностью, колонны, капители, фронтон, балконы железные, решетки, статуи, барельефы и даже цвет краски домов до того сходствует, что каждый житель С.-Петербурга немедленно распознает не только наружный фасад дома своего, но и внутренние надворные строения, все скопировано, вымерено со строгою точностью. Наконец, дабы дать лучшее понятие о сем удивительном произведении, довольно, если скажем, что их Императорские Величества и вся Высочайшая фамилия удостоили г. Росси отличными отзывами при обозрении вышеупомянутой модели в одном из зал Зимнего дворца. Модель целого города 55 аршин длины, умноженная на 32 аршина ширины. 55 человек трудятся беспрерывно над сей моделью, которая, повидимому, приняв окончание через 2 годичный срок, принесет не малую честь, как исполнителям работы, так и тому сообразительному уму, который подал о том идею».

И все же благородных усилий итальянца петербургская публика не оценила, посетителей было крайне мало. Может быть сказалась довольно высокая цена за вход, ведь прочие зрелища в те времена были доступны обыкновенно по цене от одного до трех рублей. А может быть, как писал Петр Столпянский, итальянец просто ошибся с моментом премьеры. Росси выбрал неудачное время: шел процесс декабристов, ожидались похороны Александра I, петербужцам было совсем не до моделей.

Дальнейшие следы путешествия макета, к сожалению, теряются. По одной из версий модель попала в конце концов в Британский Музей, но на современном сайте музея каких-либо упоминаний о ней мне найти не удалось. Было бы наивно надеяться, что картонная работа каким-то образом смогла сохраниться до наших дней, но будь это так, обожатели истории старого Петербурга имели бы в руках настоящую машину времени, способную погрузить любого в атмосферу прежнего, совсем иного Петербурга.

 

материал подготовил градовед и экскурсовод Владимир Гусаров | Прогулки по иному Петербургу | при переопубликации ссылка на автора и источник обязательна


  • Сайт
  • Билеты