Ближайшие прогулки в первые и вторые майские, билеты в продаже

Питер с чистого листа

Город нельзя просчитать. Ты никогда не знаешь, что в нём тебя захватит, что подарит атмосферу. Город не сумма его деталей, скорее он сумма своих мгновений, каждое из которых случается лишь раз. Городской скетчинг стал очень популярен, во многом как ответ на мгновения города, как новый язык в отношении архитектуры и ее звучания. Скетч рисуют быстро, 20 минут - и с чистого листа рождается впечатление места. Я пообщался с талантливым иллюстратором и автором скетчей Надеждой Мазепа о новом жанре и старом Петербурге.

 

Интервью: Владимир Гусаров

- Я знаю, что по профессии ты совсем не гуманитарий, скорее наоборот, расскажи как ты вошла в жанр городских зарисовок

 

Да, я «технарь», выбрала свою профессию еще в 7-м классе, добилась исполнения мечты и до сих пор работаю в IT. Но я, как и многие, что называется с творческим багажом: танцы, музыкальная школа, даже немного увлекалась рукоделием. Думаю для меня это потребность отдыхать от основной деятельности, создавать что-либо. А городские зарисовки вошли в мою жизнь как реакция на сильный стресс - я потеряла папу. И рисование помогло переключиться, не замкнуться. Первыми материалами были линер и акварель, постепенно любопытство привело меня к маркерам, цветным карандашам, диджитал-скетчингу и акрилу. Для меня скетчинг - как фотопленка: мои переживания, воспоминания. Рисунок должен возвращать меня в прожитый момент и рассказывать о нем. Я всегда думаю, что если кому-то нравится мой скетч, значит зритель понял мой рассказ и услышал меня.

 

- Как ты раскрываешь для себя город, какие у тебя с ним отношения?

 

У меня большой список «куда пойти», я постоянно дополняю его свежими идеями. Мне нравится изучать неспешно: замереть и понаблюдать за одним и тем же переулком, например. Нравятся книжные и букинистические магазины, маленькие скверы. Особая любовь – вода в любом проявлении, от фонтана до залива - она притягивает. Этой весной открыла для себя «трамвайный туризм»: вечером садишься в пустой трамвай и едешь от точки А до точки Б. Огни города, люди, дома, все непрерывно сменяется перед глазами. Выходишь из вагона в задумчивости и с кучей идей для скетчей, может быть даже с набросками. То есть я стараюсь впитывать настроение, а не какие-то конкретные картинки.

- Скетч по сути это впечатление от мгновения, возможность его передать, а что тебя больше всего впечатляет в Петербурге?

 

Его независимость в первую очередь. Он как кот - знает, что красив, независим, он даже великолепен. Стоял много лет и будет стоять. Разрешает любоваться им, но меняется так, как решит сам. Во-вторых, разноплановость: город может быть парадным, каждым камнем напоминать о деяниях Петра, а может быть современным и непредсказуемо легкомысленным. И еще я безумно люблю наше небо - оно никогда не бывает одинаковым.

 

- Про Петербург часто говорят, что это депрессивный город, но глядя на твои жизнерадостные рисунки и анимацию в это невозможно поверить, а какой Петербург для тебя?

 

Мы с Петербургом договорились: я рисую его ярким, а он редко поливает меня дождём. Не знаю, как так получается, но я настолько верю в хорошую погоду, когда иду гулять и рисовать, что чаще всего мне сопутствует солнце. Я уже сказала, что для меня Петербург как кот, а значит он не депрессивный, а независимый.

- Импрессионизм ведь тоже направление в заглавии которого впечатление, я вспоминаю Ренуара, который сказал, что это “умение увидеть поэтическое в обыденном”. Как ты относишься к обыденному городу, и что в Петербурге тебе кажется наиболее поэтическим?

 

В каждом городе есть обыденное, но нет одинаковых городов. Сквозь любую стандартность пробивается характер. Я как раз и люблю находить лучики характера в обычных вещах, домах и улицах. Люблю «одушевлять» дома и улицы, чтобы придумать их историю. Казалось бы, дверь в подъезд, но это может быть сварливый мужчина преклонных лет, которого постоянно отвлекают от своих дел, и он вынужден отложить газету а-ля «Старый Петербургъ», чтобы впустить посетителей. Для меня поэзия в поживших, старых вещах и зданиях, с историей и воспоминаниями. Может я просто такой фанат старины, что это настраивает на поэтический лад. Ощущение, что город подыгрывает людям: смотришь на фонарь, а город мгновенно подвесит тучку на фоне, мазнет розоватым, рыжеватым и королевским синим - сразу картина.

 

- Как ты выбираешь места и дома для зарисовки, есть ли какое-то правило?

 

Правило одно - всегда держи при себе что-то для рисования. Мой характер заносит меня в разные уголки города, остается смотреть и наблюдать. Никогда не знаешь, какое окошко подмигнет, какой предмет захочет рассказать свою историю. Скажем, многие будут рисовать Казанский Собор, а я буду рисовать дамский велосипед, обнимающийся с фонарем неподалеку, витиеватую дверную ручку или отражение фонтана в окне пекарни. Бывает, что я прихожу на мост, чтобы порисовать воду или набережную, но вижу небо и все - объект выбран, город будет только декорацией для главного героя.

 

- А как рисовать если у нас почти все время дождь?

 

С девизом «в любой непонятной ситуации рисуй» все происходит само собой. Есть дождевик. Можно сесть под огромной кроной дерева или под навесом. Можно остаться в машине или занять место в кафе у окна. Если ты не одна, то можно попросить подержать зонт. Не обязательно даже садиться – я сделаю набросок линиями, а дорисовываю уже из кафе. А уж если на улице -20, ветер сдувает вместе с материалами и фантазией, то я делаю фото и просто рисую по нему дома. 

- Я знаю, что однажды ты рисовала город с крыши, что это была за крыша и что там тебя впечатлило?

 

И даже не однажды. Наверное речь про скетч с крыши дома на Садовой, около метро. Мы с мужем оказались там в самый пик белых ночей, во время заката. Солнце спряталось за считанные минуты, я быстро сказала себе: «срочно рисовать». Это был момент когда ты практически один на один с городом и можешь его услышать. Набросок получился не очень детальным, но с теми самыми цветами и впечатлениями, я очень люблю этот скетч.

 

- Ты часто рисуешь фасады и реже дворы, видно, что тебя задевает архитектура, есть ли какие-то особо любимые элементы и почему?

 

Дело в том, что я редко хожу по городу одна поэтому и во дворы попадаю нечасто. А любимые элементы зданий, конечно, есть - это ручки, окошки, двери, таблички, указатели, текстуры, лепнина, и элементы освещения. Такие детали, которые в сумме составляют характер дома, рассказывают его историю.

 

- Петербург в начале 20-го века захватила мода на модерн, многие дома в подражание финскому национальному романтизму делались почти сказочными, нравится ли тебе это направление, и есть ли у тебя любимый дом в стиле модерн?

 

Мне очень нравится модерн в графике: это безусловно Альфонс Муха, а также Джесси Мерион Кинг, Анри Прива-Левемон, Жорж де Фёр и целая плеяда художников, оставивших прекрасные растительные орнаменты. Поэтому, конечно, и в архитектуре этот стиль меня привлекает, именно такой легкомысленный, витиеватый ар-нуво, хотя я крайне редко рисую такие дома, наверное, отпугивает обилие деталей и орнаментов, их трудно воспроизвести на большой скорости. Самые любимые дома – это наши знакомые Au pont rouge, магазин купцов Елисеевых, дом компании Зингер, доходный дом Розенштейна, Египетский дом и особняк Матильды Кшесинской. 

Беседовал Владимир Гусаров | Прогулки по иному Петербургу | При переопубликации материала ссылка на источник и автора обязательна


  • Сайт
  • Билеты